Образование детей: роль родителей

Фото: gazeta-vibor.com

Завтра наши нарядные школьники придут на торжественную линейку, посвящённую новому учебному году. В календаре этот день обозначен как праздничный. Родители же учеников, ведя по этому поводу кухонные разговоры, говорят друг другу: «Сочувствуем!». Их можно понять: пройдя свой собственный путь обучения в школе, училище, институте, они снова должны «сесть» за парту, теперь уже со своими детьми. Не всех это радует. И без того полно хлопот. Тем не менее — придётся. И здесь вполне уместны слова Конфуция: «Благородный человек предъявляет требования к себе, низкий человек предъявляет требования к другим». Сегодня поговорим об участии родителей в образовательном процессе детей.
Так всё-таки праздник или не праздник – начало учебного года? Конечно, праздник! Ведь это путь к новым познаниям и новым навыкам. Хорошо, если в семьях складываются определённые традиции, посвящённые 1 Сентября. День должен быть наполнен радостью и чувством предвкушения новых открытий. Поэтому празднуйте этот день со своим ребёнком: после линейки идите в кино, кафе, парк, устраивайте чаепития… развлекайтесь. А завтра начнётся новый день, наполненный трудом и победами. Совместными…

Посерьёзнее мобильника
Современный образовательный процесс предполагает двустороннюю ответственность: и учителей, и родителей учеников. Какова же роль семьи в обучении?
Наш постоянный консультант, детский психолог и педагог Татьяна Хурсенко, считает этот вопрос одним из наиболее важных в процессе развития детей. «Согласитесь, — говорит она, — ведь никто, покупая даже обычный мобильный телефон, не сетует, что придётся соблюдать определённые условия для того, чтобы он исправно работал. Вне зависимости от его цены. А 11 лет учёбы — это посерьёзнее мобильника. Почему же, отдавая ребёнка в 1-й класс, многие родители уверены, что за конечный результат отвечает исключительно школа? Придётся признать: у мам и пап учеников тоже есть обязанности. Если они не будут ими пренебрегать, их дети смогут избежать многих проблем».
Итак, родители должны: следить, чтобы ребёнок пришёл в школу с необходимыми школьными принадлежностями и выполненным домашним заданием; посещать родительские собрания, консультации, участвовать в делах школы и класса, обучать ребёнка навыкам конструктивного поведения в обществе, рассказывать, что и у других детей есть права, объяснять важность и значимость учения. Если бы ребёнок был «полым сосудом», заполнить его знаниями не составило бы труда. Но он личность, и формирование его мировоззрения — наш общий труд.

Два правила
Учитель обязан дать знания, а родитель — проконтролировать, чтобы у ребёнка были все возможности и, конечно, желание их получить и усвоить.
«Есть несколько правил, которые помогут родителям мотивировать детей к успешной учёбе, — говорит Татьяна Львовна. — Правило первое: если вашему школьнику хочется поделиться радостями и трудностями, показать тетради, поддерживайте это желание! Важно каждый день находить время на то, чтобы выслушать его рассказы, вникнуть, помочь. Чтобы не было формальных расспросов; приготовьтесь рассказать ребёнку в доступной форме о том, что происходило на работе у вас. А вот ваше безразличие, ссылки на усталость и отсутствие времени могут привести к выводу о том, что учёба — дело не такое уж важное и можно не напрягаться. В честных рассказах ребёнка о школе есть и ещё один плюс: вы своевременно узнаете о проблемах и сможете вовремя и адекватно отреагировать на происходящее.
Правило второе: ваша помощь в выполнении домашнего задания детям необходима! Порой родители искренне не понимают, почему ребёнок не делает уроки сам. И при этом обычно говорят: «Мой такой несамостоятельный, но ведь это его дело, а не моё». И как главный аргумент: «Со мной-то, когда я учился, никто не сидел!» Вряд ли, конечно, так и было, особенно в начальной школе. А с учётом того, что современные программы усложнились и времени на усвоение даётся меньше, помогать необходимо каждому ребёнку. Даже самому способному. Хотя в перспективе у нас вполне определённая цель: научить его работать самостоятельно. Как? Учим выполнять домашнее задание пошагово».

Домашнее задание
1 ШАГ. Определяем правила: объясняем, как организовать рабочее место, когда лучше садиться за уроки. Важно: правила вырабатывать необходимо сообща, чтобы ребёнок понял, зачем всё это надо. И чем подробнее вы вместе отработаете технологию сейчас, тем легче вашему школьнику будет потом делать всё самостоятельно. И не забывайте поощрять его за качественное выполнение домашнего задания. 
2 ШАГ. Совместно-раздельная работа. Пусть ребёнок посильную часть задания выполнит самостоятельно. Потом вместе оцените работу. Не придирайтесь к мелочам! Зато похвалите за самый малый успех. Ваша задача – дать возможность ребёнку почувствовать собственные силы.
3 ШАГ. Самостоятельность под контролем: постепенно доверьте ребёнку готовить домашнее задание без вашей помощи. Вы должны лишь находиться где-то рядом, чтобы помочь вашему ученику сконцентрироваться. А потом нужно проверить выполненные задания. Совет: на рабочем столе поставьте часы, чтобы он мог себя контролировать.
Все эти навыки вырабатываются не скоро. И вообще, кому-то поддержка нужна только на старте, кому-то — на протяжении 11 лет обучения. И оказывать её необходимо ровно столько, сколько требуется.
«Главная ошибка родителей — делать домашнее задание за детей, — акцентирует психолог. — А надо только помочь разобраться в непонятном материале, организовать процесс. После того же как ребёнок усвоит тот или иной вид работы, целесообразно дать ему похожее задание для самостоятельного выполнения, чтобы отработать и закрепить навык».

Этап адаптации
«По количеству времени, которое дети проводят в школе, можно сказать, что школа — это второй дом, — продолжает Татьяна Хурсенко. — Всем, кто работает в школе, хочется, чтобы детям было комфортно, уютно, тепло и сытно. Но! — если ребёнку не интересно и тяжело учиться, у него нет друзей, зато есть конфликты с педагогами, на дом это похоже мало. Конечно, есть дети, которые в школе себя чувствуют намного лучше, чем дома. Но в целом стоит признать: образовательное учреждение — достаточно жёсткое заведение, тут есть правила, которым надо неукоснительно следовать, свой ритм, режим. Школа ориентирована на среднестатистического ученика, а значит, все, кто выделяется в ту или иную сторону, могут испытывать дискомфорт. А уж если при всём этом ваш ребёнок не такой, как все (не хочет общаться с ребятами, не умеет сам себя занять, несправедлив в игре), тут и самая комфортная среда бессильна».
Что же надо сделать родителям на этапе адаптации ребёнка к школе, чтобы она хотя бы отчасти стала вторым домом? Научить самостоятельно собирать портфель, убирать форму, делать уроки. Принимать участие в классных мероприятиях. Научить мирно решать конфликты. Помогать в освоении нового: ведь умения и навыки у ребёнка без помощи родителей формируются трудно и долго. Повторять дома, что пройдено в школе, в игровой форме, чтобы ребёнку самому была интересна эта работа. Не сравнивать с другими детьми, не требовать от него больше, чем он может в данный момент. Иначе может появиться тревожность, которая мешает успешности. Соблюдать режим дня. Хвалить даже за самые маленькие достижения. Научить правильно относиться к неудачам: объяснить, что без ошибок и трудностей в жизни не обойтись. При необходимости (если самостоятельно проблему не решить!) обращаться к психологу.

Ошибки допустимы
«Часто родители допускают ошибки, не понимая этого, — сетует психолог, — ненормально, когда мама чуть ли не с садика ждёт от ребёнка только побед, только отличных результатов, а чадо обыкновенное, звёзд с неба не хватает. И вот это чадо изо всех сил хочет угодить маме, но не получается, а ей «такой неуспешный не нужен». Как следствие, у ребёнка формируется тревожность, он начинает бояться сделать ошибку, отвечать у доски.
Связь причины и следствия неизбежная: страх блокирует голову, и в итоге успеваемость ещё понижается. Так взрослые сами «крадут» хорошие оценки у своего ребёнка».
«Тройки» и «двойки» не показатель «глупости» и «лени» — это сигналы о проблемах, с которыми ребёнку хорошо бы справиться. Так что, увидев в дневнике плохие оценки, не спешите «гнобить» своего школьника. Попробуйте отнестись к ситуации по-другому. Для начала признайте сами и объясните детям: ошибки допустимы! Но их надо обязательно исправлять. А для этого ребёнок должен быть не затравленным и забитым, а спокойным и уверенным в том, что сможет решить проблему. Так что «разбор полётов» важно проводить в доброжелательном тоне.
«Стать мудрым другом и наставником ребёнка, стараться ненавязчиво, мягко направлять мысли ребенка в правильное русло, не уничтожая его собственной инициативы, — вот условия истинной родительской и учительской любви», — заключает Татьяна Львовна.

Дополнительное образование
Не менее важное значение в общем развитии детей имеет дополнительное образование. Директор Центра творческого развития и гуманитарного образования, педагог Римма Ляпунова говорит:
«Некоторые родители, к сожалению, считают, что доп-образование – не важная, не значительная и не обязательная составляющая. Я с такой позицией в корне не согласна. Ведь дополнительное образование – это не только способ «забрать» ребёнка с улицы, это – всестороннее развитие каждого маленького гражданина. Например, наш Центр предлагает немалый набор кружков, творческих объединений, где каждый ребёнок может найти занятие по душе. А у нас немало воспитанников! И ещё: допобразование даёт ребёнку в будущем возможность на профессиональное самоопределение. Многие из них уже здесь, в стенах нашего учреждения, понимают, к чему у них лежит душа, чем они хотят заниматься, и в дальнейшем идут по этому пути. Для примера могу взять Юлиану Сенько и Геннадия Картелёва, которые избрали свой путь в тележурналистике, окончив нашу школу «Лидер», которую посещают активисты школьного самоуправления, дети, склонные к общественной работе. У нас есть направленность туристско-краеведческая, естественнонаучная, художественно-эстетическая. И роль родителей – направить ребёнка, а младших – и за руку привести. Есть немало примеров, когда за год дети пробуют себя в разных направлениях, и в итоге выбирают что-то одно. Ведь пока не попробуешь – не узнаешь».

Автор: Валентина Серебрякова
 
По теме
 
 
 
Финансирование Дальнего Востока увеличат за счет перераспределения доходов от акцизов на алкоголь и нефтепродукты - Vl.Ru Финансирование ряда регионов России, в том числе Дальнего Востока и Арктики, увеличат за счет перераспределения доходов от акцизов на алкоголь и нефтепродукты.
21.09.2018
спасатели - Deita.Ru Источник изображения: ГУ МЧС России по Приморью Спасатели ведут поиски пропавшего рыбака в районе имени Лазо Хабаровского края, об этом DEITA.RU сообщили в региональном ГУ МЧС России.
21.09.2018 Deita.Ru
«Комсомолка» разыскала одну из жертв изверга, которой удалось спастись [видео] Анна СВЕТЛАКОВА «Комсомолка» уже рассказывала про мажора из Петербурга,
20.09.2018 КП Владивосток
Музей Моря откроется в Артеме - Администрация Артёмовского городского округа  Отдел природы историко-краеведческого музея города Артема запускает новый проект - «Жизнь Японского моря и его обитателей».
21.09.2018 Администрация Артёмовского городского округа
Евгений Гришковец представил читателям Владивостока свою новую книгу Во владивостокской библиотеке «БУК» писатель, драматург, актер Евгений Гришковец представил свою последнюю книгу под названием «Театр отчаяния.
20.09.2018 Новая газета во Владивостоке
Как вчерашние звезды оказываются на обочине жизни Алена МАРТЫНОВА - Я об этом никому не рассказывал, даже родным и близким, чтобы не нагружать, - опускает глаза почти легендарный строитель Джумшут из сериала «Наша Russia»,
17.09.2018 КП Владивосток
Свой второй «Оскар» Акира Куросава получил за снятый в Приморье фильм «Дерсу Узала» 20 лет назад, 6 сентября 1998 года, в возрасте 88 лет ушел из жизни знаменитый японский режиссер Акира Куросава.
13.09.2018 Новая газета во Владивостоке
После решения, принятого на Сейшелах, была завершена "война" с ВАДА, которая продолжалась с ноября 2015 года Андрей ВДОВИН @av_esq Можно перевести дух на пару мгновений - российское антидопинговое агентство (РУСАДА) в
21.09.2018 КП Владивосток
Самбистки уссурийской ДЮСШ вернулись домой с очередной победой. На завершившемся в Хабаровске первенстве ДВФО по дзюдо наша девичья команда, костяк которой составили восемь воспитанниц тренера Кристины Сташкевич,
20.09.2018 Уссурийская газета Коммунар
молоко - Deita.Ru Источник изображения: «Deita.ru» В сметане индивидуального предпринимателя из Кавалеровского района найден золотистый стафилококк, об этом DEITA.RU сообщили в Управлении Россельхознадзора по региону.
21.09.2018 Deita.Ru
Выплата многодетным семьям станет единой - Законодательное Собрание Депутаты комитета по социальной политике и защите прав граждан рассмотрели  проект закона, предусматривающий  изменения в статью 7(2) Закона Приморского края  "О социальной поддержке  льготных  категорий  граждан,
21.09.2018 Законодательное Собрание
Наш спецкор Ульяна Скойбеда разбиралась в деталях громкого дела и искала ответ на вопрос, почему дети в 2018-м году хотят революцию [фото, видео] Ульяна СКОЙБЕДА Бородатый коммунист Рустам Рустамов по кличке «Руля»:
21.09.2018 КП Владивосток
​Ври о врио - Новая газета во Владивостоке Выборы губернатора в Приморье: край, покрасневший от стыда В Приморье продолжается политический кризис, разразившийся в ночь на понедельник.
20.09.2018 Новая газета во Владивостоке
Источник изображения: «Deita.ru» В Артеме приступили к ремонту одной из старейших школ Артемовского городского округа - школы № 1, сообщает DEITA.RU.
21.09.2018 Deita.Ru